Статья 93 пункт 5 часть 1 Федерального закона № 44-ФЗ — подробное рассмотрение положений и применение в практике госзакупок

By sto_car_ru Янв 20, 2024

Содержание

Статья 93 п.5 ч.1 Закона 44-ФЗ – одна из важных норм, устанавливающая порядок проведения закупочных процедур в сфере государственных и муниципальных заказов. Этот закон принят в Российской Федерации с целью обеспечения прозрачности и эффективности государственных закупок, а также борьбы с коррупцией и недобросовестными поставщиками.

Статья 93 п.5 ч.1 Закона 44-ФЗ устанавливает, что процедура контроля и проверки закупок осуществляется органами контроля и надзора. Такие органы вправе осуществлять проверку на предмет соблюдения заказчиками закона при заключении и исполнении контрактов на поставку товаров, выполнение работ или оказание услуг.

Контроль предусмотренный статьей 93 п.5 ч.1 Закона 44-ФЗ определяет права и обязанности органов контроля. Таким образом, регулируется порядок проверки деятельности заказчиков, их соблюдения законодательства о закупках. В результате контроля может быть принято решение о выявлении нарушений или выявленных нарушениях, необходимости применения мер государственного контроля и надзора.

Примечание к понятию «преимущественное право»

Под «преимущественным правом» в контексте статьи 93 п.5 ч.1 Закона 44-ФЗ понимается особое право, предоставляемое определенным субъектам для осуществления закупки товаров, работ, услуг перед другими участниками размещения государственного или муниципального заказа. Такое право определяет первоочередность выбора поставщика на основе определенного критерия, установленного в документации о закупке.

Преимущественное право может быть предоставлено либо определенным категориям участников закупки (например, субъектам малого и среднего предпринимательства), либо конкретным участникам, соответствующим определенным требованиям (например, имеющим определенный вид продукции или качество предоставляемых услуг).

Вместе с тем, преимущественное право не является абсолютным и может ограничиваться другими положениями закона и требованиями документации о закупке. В случае нарушения данных правил, закупка может быть признана недействительной.

Определение преимущественного права

Преимущественное право предоставляется поставщикам или подрядчикам, с которыми заказчик ранее заключал договоры государственной закупки, и в случае выполнения ими условий, установленных в соответствующих договорах. При этом, преимущественное право может быть применено только при условии, что начальная (максимальная) цена договора не превышает цену предыдущего договора на 5% или менее.

Если в рамках преимущественного права объем закупки превышает объем закупки, указанный в предыдущем договоре, приобретение товаров, выполнение работ или оказание услуг производится по результатам проведения открытого конкурса. В случае, если поставщик или подрядчик, претендующий на преимущественное право, отказывается от его применения, заказчик может провести открытый конкурс.

Сферы применения преимущественного права

Статья 93 п.5 ч.1 Закона 44-ФЗ устанавливает, что преимущественное право приобретения может быть применено в следующих сферах:

  1. Государственные и муниципальные закупки товаров, работ и услуг.
  2. Продажа государственного или муниципального имущества.
  3. Участие в конкурсах, аукционах, тендерах, открытых торгах и других процедурах размещения государственных и муниципальных заказов.
  4. Исполнение государственного контракта, заключенного на основании государственной или муниципальной процедуры размещения заказа.

Таким образом, преимущественное право может быть использовано в различных сферах деятельности, связанных с государственными и муниципальными заказами.

Условия применения статьи 93 п.5 ч.1 Закона 44-ФЗ

Статья 93 п. 5 ч. 1 Закона 44-ФЗ применяется в следующих случаях:

  1. При возникновении необходимости в заказе дополнительных материалов, работ или услуг, которые не были учтены при определении начальной (максимальной) цены контракта;
  2. При возникновении необходимости увеличить объем выполнения работ, что приведет к увеличению потребности в материалах, работах или услугах, не учтенных при определении начальной (максимальной) цены контракта;
  3. При изменении условий контракта, которые требуют внесения дополнительных материалов, работ или услуг;
  4. При возникновении необходимости выполнить дополнительные работы или оказать дополнительные услуги, связанные с исправлением дефектов или недоработок, выявленных в результате испытаний или по требованию заказчика.

Во всех перечисленных случаях применение статьи 93 п.5 ч.1 Закона 44-ФЗ позволяет заказчику и исполнителю вносить соответствующие изменения в контракт с учетом новых условий и расходов.

Обязательность предварительного согласования

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 93 Закона 44-ФЗ, организация, осуществляющая закупку товаров, работ, услуг, обязана получить предварительное согласование органа, осуществляющего государственный контроль (надзор) в соответствующей сфере, в случаях, предусмотренных законодательством.

Такая обязательность предварительного согласования обусловлена необходимостью соблюдения принципов прозрачности и контроля при проведении закупок. Орган, осуществляющий государственный контроль (надзор), выступает в роли независимого эксперта, который проверяет правомерность и обоснованность планируемых закупочных процедур.

Получение предварительного согласования является обязательным условием для принятия решения о проведении закупки. В случае отсутствия такого согласования, проведение закупки считается незаконным, что может повлечь за собой аннулирование результатов закупочной процедуры и привлечение к ответственности организации, осуществляющей закупку.

Однако стоит отметить, что не все закупки требуют предварительного согласования. Исключениями являются случаи, когда закупки осуществляются для удовлетворения государственных или муниципальных нужд в случае чрезвычайных ситуаций, когда сроки проведения закупки ограничены и требуют незамедлительного выполнения работ или оказания услуг.

Таким образом, обязательность предварительного согласования при проведении закупок является важным механизмом обеспечения прозрачности и законности закупочных процедур, а также предотвращения злоупотреблений и коррупционных схем.

Форма уведомления о преимущественном праве

Статья 93 п.5 ч.1 Закона 44-ФЗ предусматривает следующую форму уведомления о преимущественном праве:

Договор поставки № __

г. ______________ «__»_________ 20__ г.

_____________________________

Адресату уведомления

Уважаемый (наименование Поставщика)!

В связи с заключением договора поставки № __, я, (наименование Заказчика) уведомляю Вас о моём праве использовать преимущественное право.

В соответствии с п.5 ст. 93 Закона 44-ФЗ я желаю приобрести товары и услуги с использованием моего преимущественного права.

Прошу Вас представить мне следующую информацию:

1. Правило определения цены, по которой я могу воспользоваться преимущественным правом (статья 89 Закона 44-ФЗ).

2. Срок предоставления мне информации для осуществления права (статья 95 Закона 44-ФЗ).

3. Сведения о нетоварной (возмещении убытков) и штрафной ответственности (статьи 91 и 92 Закона 44-ФЗ).

4. В случае, если я откажусь от использования преимущественного права, убедительно прошу оформить соответствующий документ.

Прошу Вас довести мои требования до исполнения в договоре поставки № __.

Уведомление является обязательным и вступает в силу с момента его направления.

С уважением,

(Фамилия, имя, отчество Заказчика)

(Подпись)

____________________

(Дата)

Порядок реализации преимущественного права

Согласно статье 93 пункта 5 части 1 Закона 44-ФЗ, порядок реализации преимущественного права устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации и требованиями, предусмотренными в соответствующих документах для проведения торгов.

Преимущественное право дает возможность участнику закупки приобрести товары, работы или услуги по цене и в порядке, установленным законодательством. Участник закупки имеет право на преимущественное право, если необходимые условия и требования закупки не изменились.

Если участник закупки решает воспользоваться своим преимущественным правом, он должен заявить о своем желании в установленные сроки, указанные в соответствующих документах для проведения торгов. Заявка должна быть подана в письменной форме и соответствовать установленным требованиям.

В случае если участник закупки, пользующийся преимущественным правом, не представил заявку в установленный срок или заявка не соответствует требованиям, его преимущественное право считается незаинтересованным и переходит к следующему участнику.

Реализация преимущественного права происходит путем проведения торгов. В случае отсутствия заявок от участников закупки, пользующихся преимущественным правом, торги продолжаются среди всех участников закупки. Победителем торгов является участник, предложивший наиболее выгодные условия в соответствии с требованиями закупки.

Таким образом, порядок реализации преимущественного права предусматривает подачу заявки участником закупки в установленные сроки и соответствующем формате. В случае невыполнения этих условий, преимущественное право переходит к другому участнику или торги продолжаются среди всех участников.

Сроки реализации преимущественного права

В соответствии с пунктом 5 статьи 93 части 1 Закона 44-ФЗ, установлены определенные сроки для реализации преимущественного права.

В случае если товар, работы или услуги закупаются у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), данный поставщик должен предложить организации, осуществляющей закупку, преимущественное право на заключение контракта. Срок реализации преимущественного права составляет десять дней с момента получения предложения.

Важно отметить, что данный срок может быть увеличен по решению организации, осуществляющей закупку, при наличии объективных причин. Однако увеличение срока не должно превышать тридцати дней с момента получения предложения.

Если организация, осуществляющая закупку, принимает решение о реализации преимущественного права, контракт должен быть заключен не позднее тридцати дней с момента завершения срока реализации преимущественного права.

В случае если организация, осуществляющая закупку, не принимает решение о реализации преимущественного права в установленный законом срок, данное право считается нереализованным и организация вправе заключить контракт со сторонним поставщиком (исполнителем, подрядчиком).

Таким образом, сроки реализации преимущественного права являются обязательными для всех участников закупочных процедур и имеют важное значение для обеспечения прозрачности и конкурентности на рынке государственных и муниципальных закупок.

Вопрос-ответ:

Нужно ли заключать договор с единственным поставщиком, если поставка товаров или выполнение работ (услуг) производится в рамках размещения государственного контракта?

Нет, в случае, если поставка товаров или выполнение работ (услуг) производится в рамках размещения государственного контракта, а поставщик единственный, заключение договора не требуется. Это основывается на пункте 5 статьи 93 части 1 Закона 44-ФЗ.

Какие документы должны быть приложены к заявке на участие в электронном аукционе?

При подаче заявки на участие в электронном аукционе необходимо приложить следующие документы: копии документов, подтверждающих соответствие участника требованиям, установленным документацией о закупке; подписанный документ о вмененном согласии на исполнение обязательств по договору; подписанный печатью участника протокол о проведении электронного аукциона и др.

Что делать, если участник заключает договор на исполнение заказа с нарушением требований документации о закупке?

Если участник заключает договор на исполнение заказа с нарушением требований документации о закупке, обладатель права заключения договора вправе в одностороннем порядке расторгнуть договор. При этом нарушившему участнику возмещаются убытки и применяются штрафные санкции, предусмотренные законодательством.

Какие услуги могут быть предоставлены поставщиком в рамках государственного контракта?

Поставщик может предоставить различные услуги в рамках государственного контракта, например: услуги по организации и проведению мероприятий, услуги по техническому обслуживанию и ремонту оборудования, услуги по транспортировке грузов и многое другое. Вся информация о предоставляемых услугах указывается в документации о закупке.

Related Post

Добавить комментарий